Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 41 человек

Из детского сада в школу

Дата: 7 декабря 2016 в 10:46, Обновлено 19 ноября 2021 в 13:40


Рекомендации родителям по адаптации первоклассника к школе                         

Еще недавно ваш ребенок был совсем крохой и постоянно нуждался в поддержке и защите взрослого. С вашей помощью он осваивал первые шаги, получал простейшие навыки самообслуживания и поведения в обществе. Он с радостью пошел в ясли и легко вписался в новый для себя коллектив. Но годы проходят быстро, и уже позади выпускной в детском саду. И вот ребёнок на пороге школы… «Поступление в школу» сложный этап в жизни каждого ребенка, поскольку происходит перестройка всего его образа жизни и деятельности. Правильно организованный образовательный процесс облегчает и сокращает период адаптации детей к требованиям школьного обучения.
Само понятие «адаптация» происходит от латинского «adaptare» и означает приспособление клеток организма к изменившимся условиям окружающей среды. Применимо же к нашему вопросу, это процесс социализации личности, подстраивание под новый режим.

Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций.
  Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5–6-й неделе обучения.

Основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Советы родителям в период адаптации первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

10. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

11. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут.

Начинать выполнение рекомендательных заданий, если таковые есть, лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

12. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Как помочь ребенку?

1.В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.

2.Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.

3.Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

4.Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.

5.Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.

6.Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

7.И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

8.Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.

Об организации приёма в первые классы

учреждений общего среднего образования.

В целях обеспечения единых подходов к приему документов для зачисления в I классы учреждений общего среднего образования (далее – УОСО) с учетом изменений норм Положения об учреждении общего среднего образования, касающихся сроков приема документов для зачисления в I классы учреждений общего среднего образования (постановление Министерства образования от 20.11.2011 № 283 в редакции от 02.12.2019 № 180), а также предложений, поступивших по данному вопросу от родителей (законных представителей) будущих первоклассников, педагогической общественности, считаем необходимым обеспечить следующий порядок приема в I классы учреждений общего среднего образования.

В соответствии с пунктом 95 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования от 20.12.2011 № 283 (в редакции от 02.12.2019 № 180), прием документов в I классы УОСО осуществляется с 12 июня по 15 августа. При наличии свободных мест документы могут быть поданы до 28 августа.

В соответствии с Положением о порядке организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.11.2006 № 1493), городским районным исполнительным комитетам и местным администрациям следует принять решения (при необходимости пересмотреть действующие решения) о закреплении за УОСО, расположенными на подведомственных им территориям, жилых домов (далее – микрорайон).

В УОСО должен быть издан приказ, утверждающий:

ответственное лицо из числа заместителей директора УОСО за организацию и осуществление контроля за ходом приема документов в I классы;

соблюдение сроков приема документов для зачисления детей в I класс с 12 июня по 15 августа года приема, на свободные места  до 28 августа года приема;

график приема документов в I классы, предусматривающий прием документов с понедельника по пятницу как в первой половине дня (с 8.00 до 13.00), так и во второй половине дня (с 15.00 до 20.00), а также в субботу;

ответственных лиц из числа педагогических работников УОСО, которые будут осуществлять прием документов в I классы в соответствии с утвержденным графиком, иное.

График приема документов в I классы разрабатывается с учетом специфики учреждения образования (городская или сельская местность, количество открываемых классов, количество детей, проживающих в микрорайоне, интенсивность подачи документов от родителей (законных представителей) детей, проживающих в микрорайоне УОСО, иное).

Обращаем внимание, что прием документов в I классы УОСО должен быть осуществлен в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), статьи 270 Кодекса.

В первую очередь в I классы УОСО принимаются дети, проживающие в микрорайоне данного УОСО. При наличии свободных мест в УОСО могут приниматься дети, проживающие в иных микрорайонах.

Заявления от родителей (законных представителей) детей, проживающих в микрорайоне УОСО, совместно с иными документами, установленными статьями 159 и 270 Кодекса, принимаются в соответствии с утвержденным графиком лицами, определенными ответственными за прием документов.

Для приема заявлений от родителей (законных представителей) детей, которые не проживают в микрорайоне данного УОСО, считаем необходимым установить следующий порядок. Заявления принимаются руководителем УОСО в период с 12 июня по 15 августа во время приема граждан и регистрируются в специально отведенной для этих целей книге регистрации заявлений, в которой необходимо предусмотреть графы: фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя (законного представителя) ребенка, обратившегося с заявлением; фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; адрес проживания; дата подачи заявления; иное. Прием документов, установленных статьями 159 и 270 Кодекса, от родителей (законных представителей) детей для зачисления в I класс УОСО на свободные места осуществляется в порядке очередности подачи заявлений в период с 16 по 28 августа года приема.

В случае обращения до 12 июня к руководителю УОСО родителей (законных представителей) детей, которые не проживают в микрорайоне данного УОСО, заявление регистрируется как обращение гражданина, на которое дается ответ в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращении граждан и юридических лиц».

Информация о микрорайоне УОСО, порядке приема документов в I классы УОСО, в том числе и на свободные места, должна быть доведена до родителей (законных представителей) детей путем размещения на сайте УОСО, информационных стендах, информирования на собрании родителей будущих первоклассников и др.

В целях обеспечения организованного приема документов в I классы УОСО считаем необходимым довести данную информацию до органов управления образованием, руководителей учреждений образования и обеспечить контроль за организацией приема документов в I классы УОСО.

Приём документов в 1 класс будет проводиться

с 12 июня 2021 г. по 15 августа 2021 г., при наличии свободных мест - до 28 августа 2021 г.

Прием документов для зачисления в первые классы проводится в учительской  (второй этаж) по следующему графику:

Понедельник– пятница  с 8.00 до 13.00

Четверг  - 15.00 до 20.00

Суббота – 9.00 – 14. 00

Предварительно звонить по телефону 8 - 017 – 13 - 30339

Перечень документов, необходимых для предоставления в приемную комиссию:

  1. Личное заявление на имя директора школы одного из законных представителей ребёнка (пишется в школе);
  2. Свидетельство о рождении ребёнка (оригинал);
  3. Копия свидетельства о рождении ребёнка;
  4. Паспорт (место регистрации) либо вид на жительство одного из законных представителей ребёнка;
  5. Справка о здоровье из медицинского учреждения;
  6. Заключение ЦКРОиР о программе обучения (при его наличии).   

Список школьных принадлежностей для 1 класса

В разгар жаркого лета не стоит забывать о том, что вскоре наступит 1 сентября. Помимо букета цветов, белоснежной рубашки или блузки, брюк, юбки или сарафана тёмного  вашему ребёнку понадобится множество принадлежностей, приобрести которые лучше заблаговременно. Что же необходимо первокласснику, кроме школьной формы и рюкзачка?

Как правило, список школьных принадлежностей предоставляют в школе, когда вы оформляете ребёнка в учреждение образования. Мы приводим стандартный список принадлежностей, которые необходимы первокласснику:

  1. Пенал
  2. Простые и цветные карандаши
  3. Шариковые ручки 
  4. Ластик
  5. Краски (гуашь)с кисточкой, альбом для рисования, стаканчик для воды
  6. Пластилин
  7. Тетради в крупную клетку по математике (2) и узкую линейку с косой линией по письму (2)
  8. Обложки для тетрадей
  9. Цветная бумага и картон, ножницы закругленные
  10. Линейка
  11. Клей (карандаш, ПВА)
  12. Папка для тетрадей
  13. Спортивная форма и обувь
  14. Сменная обувь

Первый раз в первый класс

    Период развития ребенка в первом классе является переходным между дошкольным и младшим школьным возрастом. С приходом в школу ведущая деятельность детей меняется – игра, посильный труд, творчество начинают подчиняться обучению. Поэтому важно, чтобы переход от игровой деятельности был постепенным. Работа с 6-7 летними детьми предусматривает обязательный учет их физиологических и психологических особенностей. Первоклассники хотят получить признание взрослого и хорошими поступками стремятся заслужить похвалу. Поэтому школьники быстрее откликаются на просьбы, нежели на жесткие требования. В первом классе в ребенке необходимо сформировать внутреннюю позицию школьника – положительное отношение к учебному процессу, новый тип отношения со взрослыми людьми и учителем.

   Адаптация в школе – ответственный этап жизни первоклассника, учителей и родителей. Именно в этот период принимает и осваивает школьные нормы, у него формируется интерес к школьной жизни, появляется вера в собственные силы – одним словом, дети начинают взрослеть. Но во время адаптации наблюдается негативная физиологическая реакция детского организма на резкое изменение привычного образа жизни: быстрая утомляемость, нарушение сна и аппетита, возбудимость, раздражительность. Поэтому учителю нужно установить положительный эмоциональный контакт с детьми и их родителями, создать благоприятные условия для психологической и физиологической адаптации первоклассников к школьной жизни.

     Начало обучения ребенка в первом классе сложный и ответственный этап. Это не только новые условия жизни и деятельности, но и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется социальная позиция: был ребенком, теперь стал школьником. Меняется социальный институт обучения и воспитания: не сад, а школа, где учебная деятельность становится ведущей, обязательной, социально значимой и оцениваемой – такой, которая расширяет права и обязанности ребенка, его связи с окружающей средой. Первоклассник – это начало общественной жизни человека как субъекта деятельности.

    Адаптация ребенка в школе происходит не сразу. Чтобы привыкнуть к школе по-настоящему, нужно не день и не неделя. Это длительный процесс, связанный с напряжением всех систем организма. Только спустя 5-6 недель показатели работоспособности повышаются и становятся более устойчивыми, а у ребенка проходят напряжение и тревожность. В зависимости от состояния здоровья, обстановки в семье, посещения или непосещения детского сада, адаптация к школе и новым условиям жизни может протекать по-разному. Первоклассники, посещавшие дошкольные учреждения, как правило, легче адаптируются к школе, чем дети, которые находились дома и не привыкли к длительному пребыванию в детском коллективе и установившемуся режиму. Период адаптации к школе проходит лучше у здоровых детей. Но, к сожалению, сегодня лишь половина первоклассников полностью здоровы. Поэтому процесс адаптации часто сопровождается осложнениями и затягивается на длительный срок.

    С первых недель обучения дети постепенно отделяются от родителей, хотя постоянно испытывают потребности в поддержке и помощи взрослого человека. Отношения с родителями, состав семьи и взаимоотношения между ее членами влияют на ученика. С поступлением ребенка в первый класс родители обретают новый статус – родители первоклассника. А вместе с ним и проблемы, которые родители решают совместно с ребенком, и радости успеха, переживаемые совместно. Часто в беседе с родителями первоклассника приходится слышать: «Мы пошли в первый класс…», «Нам задали выучить стихотворение…», «Мы не успели сделать домашнее задание…». Употребление местоимений «мы», «нам» свидетельствует о том, что вопросы школьной жизни являются для родителей общими. Вместе переживаются и первые школьные трудности. Как помочь их преодолеть? Как найти общий язык с учителем и одноклассниками? Что сделать, чтобы первоклассник не потерял интерес к учебе?

     Некоторые предложенные советы могут стать ответами на многие вопросы. Для этого важно раскрыть первую проблему, а именно ту, в которой заключается сущность понятия «адаптация к школе».

    Адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве.

   В психолого-педагогических исследованиях определяются и характеризуются три уровня адаптации.

1-й уровень – высокий.

Первоклассник положительно относится к школе, адекватно воспринимает правила и требования, легко усваивает учебный материал, вежлив, внимательно выслушивает указания, объяснения учителя, охотно и добросовестно выполняет поручения; обнаруживает высокую заинтересованность к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам, в классе имеет положительный статус.

2-й уровень – средний.

Первоклассник положительной относиться к школе, посещение уроков не вызывает негативных эмоций; он понимает учебный материал, когда учитель подробно его объясняет, усваивает основное содержание программы по всем предметам, но сосредоточен лишь тогда, когда делает что-то интересное для себя; почти всегда готовится к урокам, поручения выполняет добросовестно, дружит с одноклассниками.

3-й уровень – низкий.

Первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе; часто жалуется на здоровье, плохое самочувствие, преобладает подавленное настроение, наблюдается нарушение дисциплины, самостоятельная работа вызывает трудности, при выполнении заданий не проявляет к ним интереса, требует постоянного контроля, систематических напоминаний и побуждений как со стороны учителя, так и со стороны родителей, при наличии длительных пауз для отдыха может сохранять внимание для понимания нового материала.

Ученики, которым труднее адаптироваться к школе, требуют особого внимания и индивидуального подхода как со стороны учителя, школьного психолога, так и родителей.

Девять подсказок для родителей первоклассника

    1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

    2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

   3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

   4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

   5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

    6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

   7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

   8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

   9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

   Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда 1 сентября станет настоящим праздником для Вас и Вашего ребенка!

   Родители должны быть особенно внимательны к ребёнку в период адаптации к школе. 

   Рекомендации самые что ни на есть банальные: полноценный отдых первоклассника с обязательными прогулками на свежем отдыхе, регулярный режим питания со всеми необходимыми витаминами, спокойный 10-часовой сон (достигается фиксированным отходом ко сну).

  Не загружайте новоиспечённого ученика внешкольными занятиями - кружками, секциями.

    Дома - без оценок. Помните, что многие впоследствии гениальные люди не отличались большими успехами в начальной школе.

   Поговорите с ребёнком и объясните, что он уже взрослый и что в школе обращаться с ним будут не только так, как он привык раньше.

Как правильно выбрать ручку для младшего школьника

·         Для учеников младших классов необходимо покупать ручки, которые не будут выскальзывать из пальчиков – легкие и небольшого диаметра, желательно с прорезиненной зоной, препятствующей появлению мозолей на пальцах.

·         Родителям надо учитывать и то, что первоклассники еще не освоили в совершенстве навыки письма и давят на стержень сильнее обычного.не каждая ручка выдержит такое давление и поэтому предпочтение нужно отдавать качественным ручкам с усиленным наконечником.

·         Родители должны знать и понимать только шариковые ручки идеально подходят школьникам для письма. Немаловажно, чтобы шариковая ручка писала под разными углами одинаково хорошо, так как у одних малышей угол наклона ручки больше, а у других – меньше.

·         Во избежание грязных рукавов не рубашке и клякс в тетрадях чернила шариковой ручки должны быстро высыхать и не растекаться.

·         Младшие школьники неусидчивы, гиперактивны и любознательны. Их всегда интересует, как устроена ручка. Поэтому следует с осторожностью приобретать шариковые ручки, украшенные брелоками, цепочками, съемными наконечниками, необычными колпачками, так как мелкие детали опасны, ведь их легко проглотить, потерять, поломать и т.д.

·         Автоматические шариковые ручки не подходят для школьников начальных классов, потому что дети любят посмотреть, как устроена эта ручка. В результате пружины с автоматических ручек используются не по назначению, а потом теряются. Самым подходящим вариантом для начальной школы являются простейшие неавтоматические ручки. Вот в чем раздолье для родителей, так это выбор цвета шариковой ручки – причем приветствуется яркие и веселые решения.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.