Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Важная информация
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 30 человек

Работа с одаренными детьми

Дата: 21 октября 2016 в 08:08, Обновлено 14 сентября 2019 в 09:37

ЕСЛИ У ВАС ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК

(младший школьник).

В отличие от способного,  одарённый ребёнок характеризуется следующими проявлениями:

·                    мыслит оригинально и творчески;

·                    хорошо понимает юмор;

·                    у него неистребимая жажда познания, неистощимое любопытство;

·                    имеет богатое воображение (проявляется в сочинительстве, изобра­зительной деятельности, музыке и т.п.);

·                    часто он не похож на других детей своей неординарностью, предпоч­тением, общества взрослых.

РЕКОМЕНЦАЩИ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ:

1.         поддерживайте в нём интерес  творчества, оригинальность;

2.         никогда не ругайте его за то, что он делает что-то не так, как все;

3.         уважайте в ребёнке право на собственный выбор занятий, игр и на собственное занятие;

4.         помните, что вы должны приспособляться к ребёнку, а не он к  

     вам;

5.         помогайте справляться с проблемами в общении со сверстниками и взрослыми;

6.         найдите для него друзей, которые были бы столь же хорошо разви­ты, как и он;

7.         не увлекайтесь соревновательными методами; если ваш ребёнок бу­дет всегда победителем, другие дети могут его возненавидеть;

8.         не говорите об одарённости ребёнка в его присутствии, не перех­валивайте его;

9.         не требуйте от ребёнка, чтобы он всегда и во всём был лучшим.

Одаренные дети.

Рекомендации родителям.

·                     Делайте все возможное, чтобы обеспечить ребенка игрушками, бумагой для рисования, музыкальными инструментами - всем тем, что он сможет использовать для развития своих интеллектуальных и художественных способностей. Не ограничивайте ребенка в принадлежностях для игры и работы.

·                     Сделайте вашу собственную жизнь как можно более интересной и насыщенной. Детям важно осознавать, что их родители находят хорошее применение своим способностям. Позвольте детям участвовать в ваших занятиях вместе с вами, например, слушать вместе музыку. Неважно, какой именно она будет, важен сам факт живого совместного прослушивания.

·                     Старайтесь реалистично оценивать способности вашего ребенка. Хотя высокие требований и творят чудеса, но если они слишком высоки, это может пойти только во вред. Когда ребенок не в состоянии достичь поставленной вами цели оттого, что вы слишком требовательны, его чувство собственного достоинства может резко понизиться из-за этой неудачи.

·                     Относитесь к ребенку ласково и чаще хвалите его там, где это оправданно - вам нужно создать в доме атмосферу тепла и доверия. Это дает ребенку психологическую свободу пробовать новые идеи и применять новые знания без страха получить в ответ саркастическое или резкое замечание.

Советы Дэвида Льюиса,

обобщившего опыт тысяч семей, где имеются

одаренные дети

Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.

У нас в квартире стоит витрина, на которой ребенок может демонстрировать свои работы.

Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

Я предоставил ребенку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий.

Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.

Я предоставляю ребенку посильную возможность в проявлении заботы.

Я помогаю ребенку строить его планы и принимать решения.

Я помогаю ребенку улучшать результаты его работы.

Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми и рад видеть их у себя в доме.

Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.

Я никогда не наказываю ребенка унижением.

Я покупаю ребенку книги, связанные с его интересами.

Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.

Я регулярно читаю ребенку.

Я приучаю ребенка к чтению с детства.

Я пробуждаю фантазию и воображение ребенка.

Я внимательно отношусь к потребностям ребенка.

Я нахожу время, чтобы каждый день побыть с ребенком наедине.

Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейного бюджета.

Я никогда не дразню ребенка за неумение и ошибки.

Я хвалю ребенка за учебную инициативу.

Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.

Я побуждаю ребенка учиться решать проблемы самостоятельно.

В занятиях ребенка я нахожу достойное для похвалы.

Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.

Я помогаю ребенку быть личностью.

Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.

 Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.

Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря «Я это тоже не умею».

Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.

Я верю, в здравый смысл ребенка и доверяю ему. 

Как увидеть одарённого ребёнка

Именно такой вопрос часто задают психологам. Однако очень часто такая постановка вопроса как бы предполагает, что Господь даёт способности, одаренность (а одаренность есть не что иное, как высокие способности), а задача взрослых их увидеть («не упустить одарённого!») и в соответствии с этим что-то делать.

К сожалению, а, может, и к счастью, всё не так. От природы нет никаких способностей. Есть только задатки, своего рода семена будущих способностей. Конечно, дети отличаются по своим задаткам, но всё дело в том, что увидеть сами по себе задатки практически нельзя - это фактически анатомия и физиология мозга, учёные только делают первые и ещё робкие шаги в этом направлении.

А что же делать? Развивать из этих самых невидимых задатков способности - только тогда их и можно увидеть. Иначе говоря, хотите знать, к чему и как способен ваш ребенок, – дайте ему возможность действовать, точнее, действуйте вместе с ним.

Вот несколько правил.

  • Правило первое. Чем меньше ребёнок, тем разнообразнее должна быть предлагаемая ему деятельность, и только в процессе этого развития вы увидите зарождающиеся способности ребёнка. Пусть ребёнок рисует, танцует под музыку, слушает стихи, считает конфеты и ножки от мебели. Что ещё? Пусть сочиняет сказки, смотрит, шьёт одежду для кукол или конструирует лунный корабль. Чем больше разнообразия, тем лучше для развития способностей маленького ребёнка, тем быстрее Вы и сам ребенок увидите, где же лежит будущее его призвание. Делайте это в игре, весело и без натужного труда, и способности будут развиваться.

Пример

Мама пятилетнего Мити в метро играет с ним в весёлые слова-перевёртыши, по дороге в детский сад они считают ворон (или любых других птичек), дома они рисуют, решают и придумывают задачи, пишут стихи и наблюдают за восходом и заходом солнца. Книг у маленького Мити (не только художественных, но и специальных, подготовленных психологами для развития способностей) уже несколько полок. Митя обожает, как он говорит, повторяя маму, «работать мозгами» и нет ничего удивительного в том, что он, безусловно, одарённый ребёнок. И это заслуга не только Господа Бога, но и его мамы.

А как при этом увидеть, в чём ребенок способнее, где лежат его специальные способности? Психологи обнаружили, что всё, что лежит в сфере будущих повышенных способностей, обычно выполняется с особым удовольствием.

  • Отсюда -  правило второе. Смотрите, что ребёнку больше всего нравится, что он любит больше всего делать. Именно здесь могут быть специальные способности ребёнка. Целыми днями рисует, счастлив при виде новых карандашей или красок - внимание, может быть, здесь и есть его главные способности, его будущее призвание (только, может быть, ничего жестко определенного в развитии ребёнка нет и не бывает). Тот же Митя все делает легко, но больше всего любит играть в слова. Очень может быть, что именно лингвистика в любом варианте - его будущее призвание. Правда, ребёнок меняется, и к этому надо относиться без особой уверенности. Главное - будьте внимательнее к ребенку.

Примеры:

  • Настя с детства любила рисовать, но родители не видели в этом ничего особенного - все дети рисуют. Художников в их семье не было, и способности мама с папой искали в чём-нибудь более практичном. Ни в какую художественную школу девочка не ходила - далеко и зачем. Отдали как-то в школу бутика - Настя уж очень просила - но потом бросили: дорого. Настя всё время как-то рисовала для отдыха, но родителей больше волновали её отметки в школе. В 17 лет пошли к психологу, благо оказался знакомым - куда идти учиться. Пришли не столько за советом, сколько за подтверждением - уже был выбран институт. И тут отчётливо выяснилось, что единственное, что вполне подходит Насте, это рисование в любых его вариантах. Только здесь психолог обнаружил повышенные способности, а самое главное - только в этих занятиях она получает настоящее удовлетворение. Потом были занятия с педагогами- художниками, провал в Полиграфический институт (кроме способностей нужны и навыки, умения, чего у Насти не было), повторное поступление. Сейчас Настя еще учится, но уже работает в рекламном агентстве и её считают очень перспективным специалистом. В этой незамысловатой истории хороший конец оказался лишь благодаря психологу. А в принципе можно обойтись и без него, будь родители чуть-чуть внимательнее к своему ребёнку.
  • Сын играет с рифмами, пытается что-то сочинять. Может быть, это пройдёт, а может быть, и нет, а ребёнок станет поэтом или лингвистом. Считает все подряд, обожает решать задачи, сам себе эти задачи придумывает. - Что это? Может быть, проявление общей сообразительности, а может и будущее призвание.
  • Правило третье. То, что вырастет когда-нибудь в повышенные способности, идёт как бы легче и лучше, чем другая деятельность. Ребёнок рисует скучно и обыкновенно, а вот на любую цифровую деятельность мгновенно реагирует, быстро овладевает счетными навыками, проявляет особую числовую логику - может быть, здесь и будут способности ребёнка. Там, где есть особые задатки, способности часто развиваются как бы сами собой, легко и очевидно, но увидеть это можно только тогда, когда созданы условия для их развития. (см. правило первое).

Вот эти несложные правила, которые позволят присмотреться к ребёнку и сделать начальные предположения о характере его способностей. Правда, при этом нужно всё время помнить, что ребёнок - существо крайне переменчивое, и то, что сегодня было в фарватере его основных способностей, завтра будет принципиально изменено

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.